Какие бывают виды компрессоров и их применение

Какие бывают виды компрессоров и их применение

Какие бывают виды компрессоров и их применение

Компрессор – обязательное оборудование для работы пневматических инструментов и машин – существенно облегчает жизнь автомастерским, покрасочным цехам, строительным и монтажным компаниям, мастерским по ремонту самой разной техники. Он нужен многим, но не всем требуются одинаковые модели.

Кому-то (кто увлекается авторемонтом, например, у себя в гараже) достаточно компактной версии ELITECH КПБ 190/24. А кому-то (тем же оформителям для пескоструя) необходим аппарат классом, не ниже, чем Metabo Basic 250–24 W OF. Из чего и как выбирать компрессорное оборудование? Расскажем.

Виды компрессоров

Все компрессоры, доступные на рынке, делятся по трем основным признакам:

  1. Принципу работы;
  2. Исполнению привода;
  3. Наличию системы смазки.

1. Поршневой и винтовой

По принципу работы различают винтовые и поршневые механизмы. В первых сжатый воздух нагнетают два ротора, один из которых соединен с мотором. Получая энергию от двигателя, винт раскручивается сам и раскручивает свою пару (посредством зацепления). У такого исполнения много плюсов:

  • экономичность;
  • увеличенная производительность по сравнению с поршневым аналогом;
  • долговечность службы;
  • возможность одновременно обслуживать большое количество инструментов и т. д.

Недостаток винтовой (или роторной) модели состоит лишь в том, что оправдана она только на больших промышленных объектах. Слишком большой размер винтов и неподъемная стоимость для малых мастерских или студий по оформлению.

Поршневой компрессор сжимает воздух благодаря движению двух поршней (кривошипно-шатунный механизм), отсюда и название. Он теряет часть энергии на трении поршня с рабочим цилиндром, потому выдает меньшую производительность. Зато стоимость такого оборудования начинается с 2,2 тысячи рублей за Sturm для накачки шин, а его габариты позволяют использовать даже более или менее мощные модели типа Metabo Basic на небольшой площади.

2. Коаксиальный и ременной

По типу привода компрессоры делят на бюджетные коаксиальные модели и более надежные ременные версии. В первом случае ключевое отличие – жесткая сцепка коленчатого вала устройства и вала двигателя. Его преимущества: простая конструкция (несложный ремонт), доступная цена, минимальные требования по уходу. Минус всего один: из-за прямой связи с рабочим органом машины ее двигатель подвергается постоянным высоким нагрузкам, а это его быстро изнашивает – срок службы коаксиального компрессора ниже.

В ременном варианте устройства коленвал закреплен на оси маховика, а уже маховик контактирует с мотором. Нагрузка на двигатель снижается, жизненный цикл оборудования растет. При условии, что его пользователь соблюдает правила эксплуатации, конечно.

3. Масляный и безмасляный

Система смазки в компрессоре либо присутствует, либо нет. В масляных моделях детали служат дольше (смазка снижает истирание подвижных элементов и способствует отводу тепла). Но их нельзя использовать в ряде работ из-за того, что в подаваемом ими сжатом воздухе присутствуют смазочные материалы. Кроме того, такие компрессоры дороже стоят, поскольку используют дополнительное оснащение (маслоотделитель, он частично решает проблему присутствия масляных брызг в воздухе).

Безмасляные компрессоры стоят меньше, но меньше и служат. Их применение оправдано при покрасочных, пескоструйных, продувных работах – везде, где присутствие смазки в подаваемом воздухе недопустимо. Масляные же аналоги нашли широкое применение в автомастерских и строительной индустрии – там, где они «питают» пневматический инструмент (масло при обслуживании гайковертов или граверов даже полезно).

Критерии выбора компрессора

Выбор компрессора – задача ответственная (все-таки вложения от 3–7 до 11–30 тысяч рублей), но несложная. Определившись с классом и исполнением устройства, останется задать технические характеристики:

  • давление;
  • производительность;
  • объем ресивера;
  • вес;
  • шумность.

Давление и производительность оборудования зависит от «аппетитов» подключаемого инструмента. Здесь надо знать, сколько устройств будет работать от компрессора одновременно, и какие параметры им нужны (есть в паспорте). Производительность суммируется и корректируется в большую сторону на коэффициент запаса – 30%. Пример: для работы простой дрели и углового гайковерта требуется 185 л воздуха минуту (по паспорту инструмента). Значит, нужен компрессор минимум на 240,5 л/минуту.

Давление берется по максимальному значению. Исключение – механизмы, которым вредно работать при избыточном компрессорном давлении. Для них стоит поискать модель с функцией регулировки этого параметра. В зависимости от рабочего давления оборудование делится на 5 групп (сверхвысокого, высокого, среднего, низкого давления и вакуумные аппараты). В классе поршневых агрегатов более распространена техника низкого давления (до 12 бар).

Ресивер

Ресивер – емкость для формирования запас сжатого воздуха. Выполняется в виде металлического бака разного объема. От последнего зависит, насколько долго компрессор будет отдыхать, пока подключенные устройства не выберут ресурс емкости. Большой ресивер – это хорошо (меньше нагрузка на мотор, дольше срок службы оборудования), но у него есть и минус.

Для создания рабочего давления в большом резервуаре требуется больше времени. И чем ниже мощность техники, тем дольше придется ждать. Потому выбирая модели с большим ресивером (от 50 л и более, как у ELITECH КПМ ПРОМО), следует ориентироваться на соответствующую мощность. Маломощные ресиверы со значительным запасом воздуха хороши только там, где требуется кратковременный запуск пневматического инструмента.

Вес и шумность

Компрессор весит от 2,2 до 100 кг и более. Чем больше вес, тем ниже мобильность. На этот момент стоит обращать внимание. Если устройство планируется купить и поставить в одном месте, где будут проводиться все работы, можно ориентироваться на тяжелые варианты. Но там, где технику постоянно придется носить из помещения в помещение, стоит брать либо версию покомпактнее, либо систему на колесах.

Все компрессоры шумные, но разница все же есть. В домашний гараж, например, никак нельзя ставить мощную масляную модель, которая перебудит полпоселка за 15 минут.

21.08.2019

Возврат к списку